Новости
Вместе к будущему: как родители могут помочь ребенку в выборе профессии Формирование профессиональных интересов у детей – это важный процесс, который начинается с раннего возраста. Родители играют ключевую роль в этом процессе, и их поддержка может значительно повлиять на выбор карьерного пути ребенка. В этой статье мы рассмотрим рекомендации для родителей, которые помогут способствовать развитию профессиональных интересов своих детей. Наблюдайте за увлечениями ребенка и поддерживайте их Помогите детям выявить их интересы и увлечения, наблюдая за тем, чем они занимаются в свободное время. Поддержка и поощрение этих увлечений помогут детям понять, что их интересы могут стать основой для будущей профессии. Например, если ребенок увлекается рисованием, рассмотрите возможность записи его в художественную школу. Поощряйте обучение и развитие навыков Образование играет важную роль в формировании профессиональных интересов. Родители могут поддерживать детей в получении знаний и навыков, необходимых для их будущей карьеры. Это может включать дополнительные занятия, кружки, мастер-классы или онлайн-курсы. Чем больше ребенок будет развивать свои навыки, тем более уверенно он будет чувствовать себя в выборе профессии. Активно участвуйте в профориентационных проектах В школе детей также знакомят с разнообразием профессий и карьерных путей. В нашей стране существует профориентационный проект «Билет в будущее». «Билет в будущее» – проект, который объединяет школьников, педагогов и родителей, в уникальном сотрудничестве, направленном на поддержку интересов, способностей и целей каждого участника. К проекту также привлекаются психологи и эксперты, которые готовы помочь каждому выбрать свою специальность. В рамках проекта проводятся профориентационные уроки, психологическая диагностика, экскурсии, мастер-классы, профпробы, фестивали профессий и мультимедийные выставки-практикумы. Для всех обучающихся 6-11 классов существует курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты». Он также нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда. Поощряйте самостоятельность Важно давать детям возможность принимать собственные решения и не бояться ошибаться. Это поможет развить уверенность в своих силах и научит ответственности за свой выбор. Обсуждайте с детьми последствия различных решений, но не навязывайте свои предпочтения. Самостоятельность в выборе профессии способствует формированию осознанного подхода к карьере. Будьте рядом в трудные моменты Формирование профессиональных интересов может быть стрессовым процессом для детей. Родители должны быть рядом, чтобы поддержать их в трудные моменты, помогая справляться с неуверенностью и сомнениями. Эмоциональная поддержка и понимание помогут детям преодолеть трудности и двигаться вперед. Следуя этим рекомендациям, родители смогут создать поддерживающую и вдохновляющую атмосферу, способствующую осознанному выбору будущей профессии. Поддержка, понимание и открытость со стороны родителей помогут детям уверенно двигаться к своей цели и строить успешную карьеру.
Подростки мечтают работать курьерами и продавцами: почему у школьников нет карьерных амбиций и как им помочь Подростки все чаще выбирают непрестижные профессии доставщика, кассира или официанта. Интересные результаты показал недавний социологический опрос - 13 - 17-летние хотят работать… Не космонавтами, конечно, но и не банкирами, не программистами, не начальниками. Поколение альфа (это дети, родившиеся с 2010-го) собирается стать продавцами, официантами, кассирами, курьерами, барменами. Р-р-раз - и много денег Аргументы? Свободный график, неполный день и быстрый заработок. Стоп, но ведь это профессии сложные физически, даже изматывающие. Попробуй отстоять смену у прилавка или поколесить по городу с коробом за спиной. А еще есть риски (та же недостача), да и заработок не сказать, чтоб завидный. Кассиром на свое жилье, например, не заработать. Неужели молодежь этого не понимает? Может, нет амбиций? Еще как есть! 80% из того же опроса мечтают о высоком доходе. Спросила коллег, у кого тоже подростки: как, мол, у ваших с карьерными устремлениями? У одной 16-летний сын тоже собрался в кассиры - в интересный магазин для хобби. У другой 13-летка заявил: «Буду писателем». «Я ему: может, сначала получишь более стабильную профессию, а уж потом творить будешь? Фыркает в ответ, - кипятится мама. - А я не готова тащить на себе будущего Льва Толстого, пока не прославится!» У третьей дочь решила, что ее призвание - быть аниматором. Но той только 8. - Выбрать профессию молодым людям нередко мешают иллюзии - о мире и о себе, - говорит руководитель по экспертно-методической работе Фонда гуманитарных проектов, кандидат педагогических наук Мария Чередилина. - Развеять их могут помочь взрослые. Мешают иллюзии А что за иллюзии? По словам педагога, формированию иллюзий способствует узкий кругозор - когда человек мало что знает о мире профессий. Как это поправить? Быть активным, искать информацию, анализировать. Низкий интерес к себе, самопознанию, «застревание» в общении только со сверстниками приводит к иллюзиям о своих способностях и возможностях. Хорошо бы, чтобы ребенок не боялся задавать вопросы тем, кто старше, - что у вас за профессия, почему именно ее выбрали, как осваивали, довольны ли. Такие разговоры легко складываются со взрослыми, которым подросток доверяет. Поэтому родителям важно не терять контакт с ребенком в любом возрасте, советует эксперт. А еще бывает так: посмотрел кино про адвоката (циркача, повара и пр.), и в голове сложилось романтизированное представление, как это круто, и иллюзии о содержании профессии, как ей учиться, насколько она доступна, как там строить карьеру. - Подросток может думать, что стать кем-то очень легко. Или, наоборот, что он никогда не станет тем же айтишником, пилотом самолета, спортсменом… - говорит Мария Чередилина. Как их развеять Можно ли помочь ребенку выбрать профессию правильно, не впадая в иллюзии? - Классическая формула выбора - «хочу, могу, надо», - объяснила собеседница. - Мы анализируем: «хочу» - это мои желания, мечты, интересы. «Могу» - способности, склонности, успешность - где я хорош. «Надо» - то, за что платят деньги и есть рабочие места. Считается, что на стыке этих трех сфер есть общая область - так сказать, идеальная профессия, когда ты делаешь то, что любишь, и получаешь за это вознаграждение. Это дает ощущение баланса в жизни, счастья. Также важно искать профессию, где будут реализованы самые сильные стороны человека. А еще - чтобы не было конфликта ценностного. Например, работать на компанию, производящую или торгующую сигаретами, или алкоголем, значит косвенно помогать кому-то губить себя вредными привычками. Есть социально значимые профессии (создавать безопасность и комфорт для других), профессии служения - военная, врачебная, работа в некоммерческих организациях. Но там не очень высокие зарплаты. Можно быть и домохозяйкой, посвятить себя воспитанию детей - это тоже выбор. Главное - чтобы сложилась цельная картина, какие есть риски и возможности, плюсы и минусы. КСТАТИ Хорошим помощником может стать федеральный проект профориентации «Билет в будущее». Он позволяет школьникам посещать работодателей и общаться с профессионалами. Когда видишь все своими глазами, проще понять, твое или нет. А заодно можно узнать из первых рук, как попадают в профессию, какие есть траектории внутри нее, возможности роста. У школ есть квота на такие поездки, уточняйте у классного руководителя. Есть курс внеурочной деятельности «Россия, мои горизонты» от Фонда гуманитарных проектов и его партнеров. Школьникам предоставляют информацию о профессиях и их востребованности. Есть, например, общее направление - медицина, а внутри много разных позиций - от медсестры до научных сотрудников. Также есть консультации профориентологов - индивидуальные и групповые, специальные игры, диагностики, профпробы, тренинги, стажировки. В Москве их можно найти, например, при центрах «Моя работа», а также онлайн.
Эксперты рассказали, обязательна ли профориентация в школе Летом 2023 года глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил, что с 1 сентября во всех школах России вводятся занятия по профориентации. Осенью этого же года в школьном расписании появился курс внеурочной деятельности под названием «Россия – мои горизонты». Многие родители воспринимают профориентационные занятия как дополнительную нагрузку на своего ребенка. В этой статье эксперты проекта разберут острые и актуальные темы, касающиеся программы «Россия – мои горизонты» и ответят на 5 волнующих родителей вопросов. ВОПРОС 1. Почему занятия проходят именно по четвергам? В некоторых школах урок внеурочной деятельности ставят 8 по счету, чем это обусловлено? Игорь Иванов, руководитель направления образовательных стандартов и программ Фонда Гуманитарных Проектов: Министерством просвещения Российской Федерации рекомендован единый день проведения занятий курса «Россия – мои горизонты», еженедельно по четвергам. В Письме Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 года № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» определено, что под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Проще говоря, занятия внеурочной деятельности обязательны к посещению, потому что входят в план внеурочной деятельности, который является частью основной образовательной программы. А согласно ст. 43 «Закона об образовании» все школьники обязаны добросовестно осваивать эту программу. Вопрос времени проведения занятий остается на усмотрение администрации конкретного образовательного учреждения. Как правило, школы стараются ставить занятия внеурочной деятельности после так называемой «паузы», чтобы у ребенка было время нотдых. Александра Потехина, генеральный директор «Проектория Медиа»: Календарно-тематический план курса – это большая коллективная работа целой группы людей: методологов, психологов, педагогов, представителей различных ведомств и различных отраслей экономики. Задача курса – и охватить вопросы самоопределения, и рассказать о самых востребованных направлениях рынка труда, и дать максимально полезные и практические советы ребятам. Звучит амбициозно, поэтому все занятия педагог может собрать в нашем Конструкторе будущего. Это очень удобно, потому что, во-первых, позволяет получить сразу полностью готовое занятие под любой возраст со всем комплектом материалов, а во-вторых, дает возможность при необходимости моделировать занятие, заменять разные блоки. Мы рекомендуем пользоваться заранее подготовленным сценарием, но при желании педагог может брать только какие-то отдельные блоки, задания, игры, видеоролики и дополнять их своими активностями. ВОПРОС 3. Что конкретно получит мой ребенок после прослушивания курса? Чем этот курс ему поможет? Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе Фонда Гуманитарных Проектов: Курс помогает сосредоточиться на вопросах профессионального самоопределения, больше узнать о собственных интересах и ценностях, смоделировать (или начать моделировать) личный образовательно-профессиональный маршрут. На занятиях ученики получают самую актуальную информацию об отраслях и профессиях самой различной направленности, видят в записи современные предприятия и их успешных сотрудников, знакомятся с культурой и условиями труда в разных регионах и отраслях. Занятия курса построены с учетом возраста учеников и их предпочтениями в изучении материала. Мы сочетаем видеоролики, игры, практические задания так, чтобы класс не уставал и каждый нашел что-то интересное для себя. ВОПРОС 4. Зачем моему ребенку профориентационные занятия, если он спортсмен и уже точно знает, куда будет поступать? Татьяна Четверикова, руководитель отдела «Центр планирования профессиональной карьеры» в центре профессионального образования Самарской области: Если Ваш ребенок точно знает, куда будет поступать, мы поздравляем всю Вашу семью – муки выбора обошли вас стороной! Но даже в этом случае посещение ребенком профориентационных занятий поможет ему лучше узнать тот мир профессий и работодателей, в который он вступит через несколько лет после окончания школы, а также правила «выживания» в этом мире: выбор профессии и планирование профессионального развития. Эти знания ни для кого не бывают лишними, даже для взрослых людей. Эти знания оказываются очень ценны, когда изменчивый, динамичный мир (а мы живем именно в таком мире) затрагивает твою профессию, и люди оказываются в ситуации необходимости менять свою профессию или даже сферу деятельности, уже будучи профессионалом. Если Ваш сын серьезно занимается спортом и решил стать профессиональным спортсменом, то наверняка знает, что они в достаточно молодом возрасте (кто-то в 35, а кто-то и в 25 лет) меняют профессию. Кто-то остается в спорте в качестве тренера, а кто-то начинает профессионально развиваться в совершенно в иных сферах: разрабатывает собственную линейку спортивной одежды , открывает строительную компанию или спортивную школу, становится руководителем или менеджером спортивных организаций. Для повышения успешности в новой сфере человеку требуются знания и навыки выбора и планирования профессионального развития. Соответственно, профориентационные занятия для спортсменов особенно полезны. Еще один аргумент в пользу профориентационных занятий: как бы мы ни были уверены в успешности намеченного плана, нам всегда нужен запасной план. А некоторые люди при планировании жизненных маршрутов предпочитают составлять несколько запасных вариантов. Ведь не все в этой жизни зависит от нас: направление подготовки в выбранном нами вузе может закрыться, может сократиться количество бюджетных мест на выбранную нами специальность, а стоимость обучения на «внебюджете» – резко подняться. Случаются неприятные ситуации со здоровьем, и всё чаще мы видим, как искусственный интеллект вмешивается в содержание труда уже сейчас, сокращая количество рабочих мест. А что будет через 5 лет? Знать точно мы не можем. Но можем уже сейчас понять тенденции и основные пути, приводящие человека к профессиональной востребованности и успеху. Разобраться во всем этом, составить запасные планы помогают профориентационные мероприятия. ВОПРОС 5. Если кто-то в семье относится скептически к посещению ребенком таких занятий. Как найти компромисс? А самое главное, как объяснить ребенку, что такие занятия ему помогут в дальнейшем? Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе Фонда Гуманитарных Проектов: Конечно, в семье важно договариваться о ценностях и задачах по воспитанию детей. Вспомните и обсудите, как у каждого из вас, взрослых, когда-то происходил профессиональный выбор? Кто и что помогло? Какой помощи не хватило? Сработают ли ваши стратегии в сегодняшних реалиях? Попробуйте больше узнать о курсе «Россия – мои горизонты». Педагог может показать вам его фрагменты, объяснить назначение. Также узнайте мнение самого подростка, что ему интересно и важно в этих занятиях. Широкий кругозор о мире профессий и труда, который формирует курс за несколько лет, – важное условие многих жизненных выборов. Пусть они принесут удовольствие! Немного о курсе Занятия предназначены для учащихся 6-11 классов и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Курс включает в себя 34 занятия, которые проходят каждый четверг. За прошлый год школьников уже познакомили с отраслями промышленности, цифровым технологиям, медициной и здравоохранением, инженерным делом, государственным управлением. Кроме этого, особое внимание уделяется и практической части. Для обучающихся организуются экскурсии на региональные предприятия, организации и учебные учреждения.
С 24 сентября по 27 октября в пятый раз пройдетвсероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги». Онлайн-состязание проверяет и помогает повысить дорожную грамотность учеников1-9 классов. Организаторами олимпиады выступают МинтрансРоссии, Госавтоинспекция МВД России,Учи.ру и АНО «Национальные приоритеты»при поддержкеМинпросвещения России и национального проекта «Безопасные качественные дороги». «Безопасность детей –один из наших главных приоритетов. В этом направлении по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» ведем комплексную работу по обновлению маршрутов к школам и другим образовательным учреждениям по всей стране, при этом многое уже сделано. Также особое внимание уделяем просветительским мероприятиям, которые направлены на повышение уровня знаний о дорожном движении и поведении на дорогах. В том числе в рамках нацпроекта ежегодно проводится всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги», где школьники могут закрепить свои знания ПДД. За четыре года проверили свою дорожную грамотность более 15 миллионов участников», – сообщил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин. Для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Госавтоинспекцияпроводит различные мероприятия, направленные на повышение осведомленности детей о правилах поведения на дорогах. «Правовое информирование детей по тематике безопасности дорожного движения, привитие им навыков безопасного поведения на дорогах – приоритетное направление деятельности Госавтоинспекции, которое осуществляется во взаимодействии с органами образования. С учетом анализа причин детского дорожно-транспортного травматизма подбираются формы и методы профилактической работы. Задания онлайн-олимпиады, позволяют ее участникам в интерактивной форме проверить свои знания и получить новые по основам правил дорожного движения. В олимпиаде предусмотрена возможность участия неограниченного количества детей, педагогов и родителей. Самая важная задача олимпиады – снижение детской смертности в результате дорожно-транспортных происшествий», – отметил начальник Госавтоинспекции МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников. Повысить безопасность дорожного движения помогают не только знания ПДД, но и хорошие дороги. За пять лет реализации нацпроекта отремонтировано свыше 4 тыс. участков дорог, ведущих к образовательным и досуговым учреждениям. Эта работа продолжается и в этом году. «При формировании перечня объектов нацпроекта «Безопасные качественные дороги» школьные маршруты – всегда в приоритете. В этом году благодаря нацпроекту мы планируем привести к нормативу 920 таких объектов общей протяженностью 3,1 тыс. км. Это улицы в населенных пунктах, а также участки региональных и межмуниципальных автомобильных дорог, по которым курсируют школьные автобусы», – прокомментировал руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков. Участие в Олимпиаде проходит на безвозмездной основе на образовательной платформе Учи.ру. Для прохождения заданий необходимо зарегистрироваться на онлайн-платформе и из личного кабинета перейти на страницу олимпиады. Выполнять задания можно в домашних условиях при участии родителей. В заданиях олимпиады делается акцент на навыках безопасного поведения как на пешеходных переходах и в транспорте, так и при использовании средств индивидуальной мобильности — в прошлом году эти темы оказались самыми сложными для школьников. «Результаты нашего исследования показали, что безопасность детей на дорогах вызывает значительное беспокойство у родителей. Так, 76% семей считают, что необходимо чаще рассказывать детям о правилах дорожного движения в школах, а 95% особенно волнует безопасность на велосипедах и самокатах», – отмечает Илона Абаншина, руководитель регионального развития Учи.ру. Больше информации об Олимпиаде: на сайте национальныепроекты.рф по ссылкеhttps://cloud.nationalpriority.ru/sh/XRn
Финальная неделя IV Международной олимпиады по финансовой безопасностипройдёт с 30 сентября по 4 октября на федеральной территории «Сириус» при поддержке национального проекта «Образование». 17 сентября на площадке Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в Москве состоялась Учредительная конференция Международного движения по финансовой безопасности. Председателем Президиума Движения избран заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко, заместителем – директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин. «Сегодня мы совместно с Росфинмониторингом дали старт новому движению, которое свободно от политических барьеров и ограничений. Его главная цель – объединить молодежь разных стран для успешного решения вопросов в сфере финансовой безопасности. Мы очень рады, что сегодня в Учредительной конференции Движения приняли участие представители 36 стран. Уверен, с каждым годом к проекту будут присоединяться всё новые государства, и, в конечном итоге, наши ценности будет разделять бо́льшая часть мирового сообщества», – отметил Дмитрий Чернышенко. Вице-премьер напомнил, что идею о создании Международного движения по финансовой безопасности высказал студент факультета юриспруденции Федерального университета Рио-де-Жанейро (Бразилия) АугустоЛеммерц в ходе встречи Президента России Владимира Путина с финалистами III Олимпиады в октябре 2023 года. Глава государства назвал предложение «инициативой Аугусто». Дмитрий Чернышенко также подчеркнул, что движение призвано стать «кузницей кадров» для национальных «антиотмывочных» систем. Школьникам оно поможет выбрать востребованную профессию, студентам –построить карьеру, молодым ученым – участвовать в научных конкурсах и мероприятиях, сотрудникам органов финбезопасности – проходить профессиональную переподготовку. Юрий Чиханчин подчеркнул роль финансов в жизни общества и сопряженные с этим риски, в том числе проблему вовлечения молодежи в криминальные схемы: «Финансы лежат в основе жизни человека, общества, государства и мира. Но у финансов есть и обратная сторона – определенная категория людей пытается, предпринимает шаги и достигает результатов, присваивая чужие денежные средства. К сожалению, в последнее время активно в преступные схемы вовлекается молодежь, школьники 14 - 17 лет, студенты, которые не искушены во всех жизненных вопросах, не понимают меры ответственности. Вот поэтому было принято решение о создании Международного движения. Для того, чтобы мы сами, наши близкие, родные, друзья, те, кто рядом с нами, понимали, насколько финансы важны, насколько они реально влияют на жизнь, и нельзя допустить преступников к этим денежным средствам». В мероприятии очно и в режиме видеоконференции приняли участие представители 36 стран из 55 вузов Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ (МСИ). На конференции от лица студенческого сообщества выступили: аспирант Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Валентин Романовский из Республики Беларусь, аспирант РУДН имени Патриса Лумумбы Ян Цзинин из КНР, аспирант Финансового университета при Правительстве РФ НгетобайМассенгарРонгар из Республики Чад. Принята Декларация участников Учредительной конференции, в которой молодыми людьми отмечена необходимость международного сотрудничества и общих подходов к укреплению финансовой безопасности личности и общества. Технологической платформой Движения станет международная социально-образовательная платформа «Содружество», о работе которой рассказал сотрудник ПАО Промсвязьбанк (ПСБ), дважды призер и победитель Международной олимпиады по финансовой безопасности (2023 г.) Александр Ященко. На мероприятии объявлен старт голосованию за символ – талисман Международного движения по финансовой безопасности – за право олицетворять Движение поборются енот Фини, сова Софи, жар-птица Власта, медведь Потап и дельфин Орион.Итоги голосования будут подведены на финальной неделе IV Международной олимпиады по финансовой безопасности. Фото пресс-служба Финансового университета при Правительстве Российской Федерации:https://disk.yandex.ru/d/F0heATb3aNy1_w